РЕЗУЛЬТАТЫ
КАЛЕНДАРЬ
ОБЗОР ПРЕССЫ
Николай Макаров: олимпийский сезон - не время экспериментов в прыжках на батуте

В начале олимпийского сезона сборная России по батуту ровно наполовину выполнила задачу отбора на Игры-2016 в Рио-де-Жанейро, где в виде спорта будут разыгрываться два комплекта медалей. На счету российской команды две путевки в мужские соревнования, а у женщин квот пока нет. Спортсменки поборются за одну путевку на квалификационном турнире, который пройдет в апреле в Рио-де-Жанейро.

В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Елене Соболь главный тренер национальной команды Николай Макаров рассказал о том, как будет строиться подготовка сборной к Играм, почему перед Олимпиадой не будет сборов в Бразилии, а также за счет чего на батуте можно победить китайцев.

Кто поедет на олимпийский отбор?

- Чемпионат России показал состояние спортсменов на начало сезона, довольны ли вы тем, как команда сейчас выглядит?

- Пока что рано о чем-то говорить, посмотрим, работа идет - самое главное, а как получится, можно будет на заключительных сборах перед чемпионатом Европы говорить. Потому что сейчас форма только набирается. Могу сказать, что у всех ребят азарт есть, все с удовольствием работают, силы есть. Все хотят попасть в команду, конкуренция видна. У нас рабочая обстановка, поэтому здесь говорить доволен – не доволен… Обстановкой доволен, а до оценки выступлений еще рано. Мы сейчас собрали команду в Новогорске на сбор перед кубком России и перед Кубком мира в Баку. Вот такие ближайшие планы.

- В период подготовки все прошло без травм, все ли в порядке со здоровьем у основной сборной?

- Да, травм не было. Кто-то залечивал старые травмы, кто-то удачно, кто-то не очень удачно. Пытаемся держать всех в форме.

- Когда будете определять состав на Кубок мира в Баку 5 - 6 марта и потом на чемпионат Европы в Испании 31 марта - 3 апреля?

- Мужчины, кто туда поедет, определены. Кто-то у нас на спецподготовке стоит, но в целом состав уже ясен. Если ничего не случится, то это будут Андрей Юдин, Дмитрий Ушаков, Михаил Мельник, и еще мы возьмем с собой нового спортсмена Дмитрия Зенкина. Мы не берем Сергей Азаряна, потому что ему надо отработать новую программу. Он, конечно, сильнее Зенкина, но мы решили его оставить, чтобы Сергей побольше поработал над новым произвольным упражнением.

У девушек состав будет определен по Кубку России, который пройдет в конце февраля. У нас пять человек претендуют на четыре места. Посмотрим, кто будет впереди.

Для девушек это еще и рейтинговые соревнования на тестовый старт, который будет в Рио-де-Жанейро и где пройдет борьба за олимпийскую лицензию. Мы отберем двух сильнейших девушек, кто туда поедет. Пока шансы самые высокие имеет Яна Павлова, она нормативы выполняла, уже показывала хорошие прыжки, и Сусанна Кочесок, что чуть неожиданно, но, думаю, это подстегнет остальных - и Викторию Воронину, и Надежду Глебову, и Анну Корнетскую. Борьба между ними будет нешуточная.

- Вы по итогам чемпионата Европы определите, кто на тестовые поедет в апреле?

- Нет, даже раньше. У нас определяются девочки по командному чемпионату России, по Кубку России и Кубку мира. Вот эти три старта будут браться в зачет.

- Как будете чемпионат Европы рассматривать?

- Это как подготовка. Естественно, это не главный старт для нас. На нем надо будет попробовать программу - как она пойдет. В олимпийском сезоне это проходящие соревнования, просто чтобы показать, что ты лидер. А кто станет лидером в финале, это ребята и покажут. Все хотят быть в лидерах, все хотят поехать на Олимпиаду.

- Состав на чемпионат Европы будет такой же, как и на Кубок мира, или что-то менять будете?

- Практически такой же. Но, конечно, будем смотреть, все будет зависеть от результатов, мы никого не списываем. Сейчас нельзя сказать, что поедут эти, эти и эти, иначе они прекратят работать и все. Сейчас все работают, кто будет лучше, тот и выступит.

У нас есть два отборочных звена, Кубок России и потом еще будут контрольные соревнования перед стартом. На контрольные будут допущены только те, кто выполнит нормативы. Поэтому туда тоже не так просто попасть. А уже исходя из этого будем смотреть - если потенциально кто-то имеет шансы попасть в команду, он будет вызван на эту прикидку, если шансов нет, то приедут только те, кто имеет какие-то очки рейтинговые. У нас все честно, все прозрачно, мы никого не пытаемся "протащить". Все по спортивному принципу.

"Билеты в Рио еще никто в мире не купил"

- Что касается тестовых соревнований: девочки в апреле получат возможность выступить в Рио-де-Жанейро, попробовать пройти акклиматизацию, увидеть олимпийский зал и так далее. Выступит ли там мужская сборная, которая отбор уже прошла?

- Регламент соревнований таков, что туда вызываются только три призера последнего чемпионата мира. У нас среди призеров только Юдин, то есть он там будет участвовать. А остальные участники тестового старта - те, кто претендует на оставшиеся лицензии для участия в Олимпийских играх. Так просто кого хочешь туда нельзя отправить, это как маленькая репетиция Олимпийских игр в организационном плане. Организаторы смотрят, как проходят соревнования, составляют поминутно прохождение всех этапов, разминок, перемещения спортсменов, всю логистику отрабатывают.

Естественно, между теми, кто претендует на лицензии, будет серьезная борьба, а для нас, для Юдина, это будет возможность посмотреть, как спортсмен будет себя чувствовать в Рио, попробовать какой-то вариант, как подвести себя к соревнованиям.

Но сымитировать до конца выступление на Играх у нас не получится, потому что на Олимпиаду мы поедем за десять дней до старта, а за сколько дней мы поедем на тестовые соревнования, мы еще даже сами не знаем. У нас есть расписание, но до сих пор оно не подтверждено Международной федерацией гимнастики (FIG), а они в свою очередь "кивают" в сторону организаторов Олимпийских игр. Поэтому у нас сейчас очень сложная задача: еще никто в мире не купил билеты на эти соревнования, может быть, их перенесут или сократят, может, еще что-то.

Не понятно, что происходит - все в такой нервозной обстановке, потому что были дешевые билеты, билеты с каждым днем дорожают, а у федерации международной только "разведение рук" и ждем. Финансово они могут договориться с организаторами что, кто, когда будет. Но маленькая репетиция будет, там все приезжают в одно время, за четыре дня до старта и сразу уезжают на пятый день, поэтому здесь четыре дня, а там у нас 10 дней. Это чуть по-разному, потому что акклиматизация разнится - недельная акклиматизация нормальная, дней шесть-семь, а здесь мы будем зажаты в выданных рамках, с организмом, как он приспособится… не так просто.

- Планируете ли в рамках подготовки к Играм какие-то сборы в Бразилии, чтобы всей командой протестировать обстановку?

- Нет, ничего не планируем. К сожалению, это страна, в которой у нас много очень друзей, но, к сожалению, у них нет ни одного нормального спортивного зала специализированного батутного, как мы себе это представляем. Зал расположен от берега, где основная полоса отелей нормальных расположена, в 30-45 минутах езды, в зависимости от пробок. Там старые батуты, нет сеток, надо с собой везти батуты и сетки – это не нормально. И ни общефизической подготовки провести, ничего, а просто так побыть там, погулять… Сейчас не то время для этого.

Мы планировали такую поездку уже давно, сразу же после Лондона-2012 на следующий год, с бразильцами говорили. Они говорили: "Вот, надеемся, что что-то построят нам сейчас, что будем иметь зал". Но ничего им не построили, абсолютно ничего. Знаю, что построили гимнастам зал, туда поставили один или два батута, но туда не пробиться, там тоже есть какие-то проблемы с этим. К сожалению, вот так. И рядом, и в соседних странах ничего нет, куда можно было бы поехать и попрыгать нормально. Какой-то не благоустроенный континент для нас, может быть кому-то и нормально в футбол поиграть с бразильцами, а для батута - не очень.

- Каков в целом план подготовки к Олимпиаде? Летом после чемпионата Европы предстоит выступать на четырех Кубках мира?

- Да, у нас пойдут Кубки мира, начиная с мая. Они будут рейтинговыми для нас, мы будем уже у себя внутри страны отбирать тех, кто поедет на Олимпиаду. У девочек большая задача: получить лицензию, и они будут бороться за это в апреле.

Четыре этапа Кубка мира пройдут в Китае, Италии, Швейцарии и Португалии. По результатам мы скажем, кто поедет в Рио-де Жанейро, и после этого в июле сядем на сборы в Новогорск, порядка двух недель будем там, потом 10 дней в Рио проведем до старта соревнований.

Как усложняют программы

- Все ли в сборной сменили себе программы на олимпийский сезон?

- Нет, мало кто на самом деле. Азарян пытается сделать новую программу, но если не пойдет – значит не пойдет. А все остальные лишь слегка меняли. Девочки чуть-чуть усложнили. В этом вопросе все по чуть-чуть, нельзя каких-то сильных изменений сейчас производить - эти манипуляции на стабильности сказываются очень плохо. Программу нужно отпрыгать долгое время: все соединения, элементы, связки должны быть отработаны. Если и добавлять какой-то элемент для трудности или чтобы высоту прыжков поднять, то один, ну максимум два. Все, больше нельзя. Может быть, где-то тройное сальто девочки вставят, а так комбинация остается на 80-90% неизменной.

Сейчас не время экспериментировать, это можно было делать в 2013-2014 годах, в прошлом году меньше, уже все было практически отпрыгано. А сейчас уже все, только вот выше-выше и чище-чище.

- У призера Игр-2012 Ушакова в прошлом сезоне было два варианта программы, он тоже экспериментировал в этом плане - одна проще, другая сложнее. Какую он все-таки оставил на этот сезон?

- Также две у него, он пока справляется с этим. Вторая не очень хорошо идет, но посмотрим, как будет дальше, "накрутит" ли он ее или нет. Он прыгает обе, и я не скажу, что он плохо смотрится - нормально, но надо еще смотреть и думать. Ближе к чемпионату Европы или после него уже оставим одну программу и будем работать только над ней. Но они в целом идентичны, просто в одной из них добавляются сложные элементы, а так это то же самое. То есть рокировки совсем маленькие.

- Будете ли вы внимательно смотреть на Кубках мира на наших главных соперников китайцев и их новые программы? Бывает ли такое, что, глядя на соперников, мы тоже начинаем какие-то элементы добавлять?

- Я думаю, что никто уже ничего не поменяет в программах. А если и поменяет, то это не очень умно. У китайцев сложные программы, дай бог им и эти программы пройти, а еще усложнять смысла нет.

В нашем виде спорта, что мне не очень нравится, соотношение техники и трудности не в пользу последней. Поэтому бывает такое, что усложнил программу человек, а технику показывает плохую. И вместо того, чтобы подняться в рейтинге наверх, он опускается ниже. Это закон такой. Поэтому некоторые тренеры не очень грамотно поступают - они пытаются поднять трудность спортсмену очень быстро, чтобы он прыгал сложные упражнения, а техники нет. И он получает низкую оценку техники, а оценка техники утраивается, поэтому здесь и арифметика простая. Если ты сделал новый элемент, ты должен сделать его так же технично, как более простой, иначе вообще не имеет смысла его вставлять туда.

- Интересная зависимость.

- Да, в противном случае зачем ты делаешь более сложный элемент? Непонятно! Потому что, допустим, более простой элемент ты делал со сбавкой ноль, а этот со сбавкой 0,1. Сбавка умножается на три, и если трудность также увеличилась всего на 0,3, то ты ничего от этого не выиграл, и плюс в высоте еще потерял. Потому что сложные прыжки сделать высоко нельзя, точнее, можно, но никак не выше, чем простые. Постулат такой. Без вращений можно выпрыгнуть выше, это будут самые высокие прыжки, а если делать сальто, двойное сальто, то высота будет не такая большая. Все зависит от другого.

У китайцев программы очень сложные, они их показывали уже. Даже в этом году кто-то и полегче программы сделал, чем нужно было. И спины берегут, и у них тоже там конкуренция внутри сборной - не упасть надо, стабильно отпрыгать. У них, конечно, есть перспектива усложнить программу, но я смысла не вижу в этом. Хотя запас есть - и у них, и у нас. Естественно, все живут с несколькими вариантами упражнений, которые можно быстро сделать посложнее или полегче. Но мы знаем каждый из них, просчитываем ошибки на каждом элементе - сколько они нам будут стоить, есть смысл его делать или нет. Просто так никого уже не удивишь. Люди уже не раз трюками удивляли: мол, мы сейчас покажем самое сложное упражнение. Покажите, но будете ли вы в финале? Такое мы уже проходили. Это ни к чему не привело.

В батуте нет шанса на ошибку

- Получается, в прыжках на батуте очень важен расчет, сделанный заранее – сколько и за что баллы дают? Можно сказать, что борьба начинается еще до выхода на батут?

- Конечно! Вы вряд ли найдете другой такой вид спорта, потому что у нас нет права на ошибку. Если ты допустил хоть одну, то практически выбыл из борьбы - нельзя по новой раскачаться, снова запрыгать. Если ты вышел из центра батута, тебя накажут за это. Сорвал высоту прыжка – накажут, согнул ногу – накажут. Два упражнения, чтобы попасть в финал, а в финале если ты допустил ошибку, значит, уже практически гарантировано отсутствие медали.

Здесь второй попытки не дается – встал, сделал и все. В других видах спорта, схожих с нашим, в гимнастике, например, были случаи, когда человек срывался, но продолжал упражнение, делал дальше и выигрывал. В художественной гимнастике уронил мяч, потом поймал, опять продолжил - и можешь при этом претендовать на медаль. В прыжках в воду ты выполняешь десять прыжков, один чуть-чуть плохо сделал, а в остальных прыгнул супер и как-то поднялся наверх.

У нас ничего такого нет. Сорвал что-то - исправить уже практически невозможно, поэтому здесь концентрация, собранность должны быть на высоте. Без права на ошибку. И здесь естественно просчитывать надо все.

Например, высота: чем выше, тем лучше; разница между двойным и тройным сальто - 0,5 балла, а если ошибки допустить, то судьи снимут 0,2 умноженные на три - то есть 0,6. Значит, есть ли смысл делать тройное сальто? Если ты ошибешься, потеряешь как минимум 0,1 за технику, если, конечно, ты не умеешь его сделать хорошо. Если ты научился делать его безошибочно или хотя бы со сбавкой 0,1, то тогда смысл есть. Но при этом упадет высота, если двойное сальто стояло, а стало тройное. На тройном сальто высота будет меньше, и еще здесь будет сбавка. Вот такими рассуждениями и приходим к поиску нужной комбинации, нужного упражнения.

- Как считаете, насколько объективны такие правила, и должны ли они в следующем олимпийском цикле как-то измениться?

- У нас есть проблемы с судейством, все идет достаточно быстротечно, и у судей много задач. Они должны смотреть приземление на сетку, куда спортсмен улетел от центра, должны смотреть за позой тела, смотреть за раскрытием и удержанием прямой позы перед приходом, что создает чувство парения, то есть легкость исполнения элементов. То есть и ноги должны быть вместе, и поза красивая - судьи должны все это оценивать. Но чего греха таить, многие не умеют этого делать, многие судят только перемещения и не обращают внимания на позы. Поэтому в следующем олимпийском цикле будут изменения.

Будет выведен один из параметров судейства: перемещения по сетке будет судить машина, то есть электроника. А на судей нагрузка будет меньше, они будут меньше параметров прыжка судить, и мы оценку будем не утраивать, а удваивать. Поэтому мы боремся (за правила), уже дошли до чего-то такого позитивного, поэтому посмотрим, что будет дальше. Пока не знаем еще, как они будут судить, как они забудут о перемещениях, и будут судить технику, раскрытие и так далее. Уже в этом году начнутся эксперименты с судейством - как они смогут перестроиться? Будут экспериментальные бригады судей, чтобы посмотреть, как они справляются с новыми функциями.

- В целом же пока судейство останется старым до конца текущего сезона?

- Да, это только эксперимент. Будут по старым правилам соревнования проводить, но как работает вся система, будем в этом году пробовать.


*фото (с) РИА Новости, Антон Денисов